Первопроходцы прыгали с высоких естественных горных уступов, а затем - со специально возводимых возвышений и бугров. Первые прыгуны приземлялись на ровное место, но позже, когда прыгуны стали улетать все дальше, место для приземления стали оборудовать в виде наклонной горы. Кстати, о дальности полетов в те годы никто не думал, важно было взлететь как можно выше.
Соревнования начали проводиться с 1840 года, а регистрацию дальности прыжков догадались ввести с 1868 года. Первым зафиксированным результатом был прыжок на 19 метров.
Международная федерация лыжного спорта (FIS) начала проводить международные соревнования по прыжкам на лыжах с трамплина с 20-х годов, в 1924-м они были включены в программу I зимних Олимпийских игр в Шамони, а в 1925-м в Чехословакии состоялся первый чемпионат мира. С 1950 года крупнейшее первенство стали проводить один раз в четыре года, а с 1982-го - раз в два года.
Все это, однако, сухие строчки анкетной биографии. Между ними можно прочесть немало интереснейших подробностей. В частности:
На I Олимпийских играх в Шамони норвежский прыгун Турлеф Хауг стал бронзовым призером с результатом 18 баллов. Вслед за ним финишировал Андреас Хауген из США, набравший 17,916 очка. Лишь через полвека норвежский спортивный историк Якоб Вааге обнаружил, что в 1924 году судьи допустили ошибку при подсчете очков Хауга: у него оказалось не 18, а 17,821 балла. Справедливость восторжествовала в 1974 году, когда на официальной церемонии в Осло 86-летний Хауген получил награду от дочери Турлефа Хауга, скончавшегося в 1934 году
С 1924 по 1954 год норвежские прыгуны были практически неизменными победителями как на чемпионатах мира, так и на Олимпийских играх. Они удивляли всех "парашютирующей" манерой прыжка: взлетали вверх, вращая руками, и затем, наклонив корпус вперед, словно ложились на образуемую воздушную подушку.
С конца 20-х годов и до начала второй мировой войны моду в этой дисциплине диктовали родные братья Рууд - Асбьерн, Зигмунд и Биргер. Зигмунд стал чемпионом мира в 1929 году, Асбьерн - в 1938-м, а Биргер выигрывал этот титул четырежды — в 31-м, 32-м, 35-м, 37-м годах, успев при этом завоевать золотую олимпийскую медаль на IV Играх в Гармиш-Партенкирхине. Он не потерял спортивную форму даже после войны: в 1948 году на Олимпиаде в Санкт-Морице бывший узник фашистского концлагеря Биргер Рууд занял второе место, уступив своему молодому соотечественнику Петеру Хугстеду менее двух баллов.
В 1954 году 30-летнюю гегемонию норвежских "летающих лыжников" нарушили финны, перешедшие на более рациональный, так называемый аэродинамический стиль полета: они перестали вращать руками во время прыжка, плотно прижимая их к корпусу (или вытягивая вперед), лежали почти параллельно лыжам. Кроме того, догадливые прыгуны из Страны тысячи озер ослабили пружину, притягивающую ботинки к лыжам, увеличив тем самым за счет задуваемого воздуха подъемную силу. И результат не замедлил сказаться: начиная с 1954 года все чемпионаты мира и Олимпиады выигрывали финны. Лишь в 60-м году на Играх в Скво-Вэлли победил немец Хельмут Рекнагель, освоивший к тому времени новый стиль прыжка не хуже его изобретателей. Правда, через четыре года на Олимпиаде в Инсбруке финны усилиями Вейко Канконнена вновь вернули себе высший олимпийский титул.
В 1989 году настоящую революцию в прыжках на лыжах с трамплина совершил шведский спортсмен Ян Боклев. Он первым стал разводить носки лыж после отрыва от стола отталкивания, значительно увеличив дальность полетов. Судьи поначалу не жаловали новый V-образный стиль (за технику Боклев получал невысокие оценки), но в дальности прыжков ему не было равных. Доселе не хватавший звезд с небес швед стал победителем Кубка мира-88/89 в общем зачете.
Постепенно на V-образную технику прыжка перешел весь мир, и судьи, естественно, перестали сбрасывать баллы за разведенные во время полета носки лыж. А с 1964 года уже не стало и страны-гегемона по прыжкам на лыжах: медали, помимо норвежцев и финнов, стали завоевывать прыгуны ГДР, Австрии, Японии, Чехословакии, Польши, ФРГ, Швейцарии и даже СССР.
Новый стиль прыжка породил и новый профиль трамплинов — они стали более вытянутыми. Отрываясь от них, спортсмены ловили потоки воздуха, паря в воздухе, словно планеры.
Это позволило увеличить и безопасность полетов, поскольку раньше после хорошего дальнего прыжка с трамплина "глубинного" профиля сила удара "летающего лыжника" при приземлении достигала 500 кг. Нетрудно представить, какую тяжесть выдерживали ноги спортсменов. С появлением вытянутых трамплинов посадка "живых планеров" стала происходить по касательной…
С 1945 года прыжки стали оценивать не только по длине от стола отрыва до места приземления, но также по красоте и правильности выполнения требований к физической подготовленности прыгунов, совершенной координации движений, динамическому равновесию, владению своим телом во время полетов, технике приземления.
В СССР по международным правилам стали судить с 1946 года (и с тех пор они практически не изменились). Длина прыжков переводится в баллы. Полет на критическую точку (К) приносит 60 очков (критическая точка соответствует мощности трамплина: у 60-метрового она равняется 60 метрам, у 90-метрового-90 и так далее). Каждый метр на 120-метровом трамплине "стоит" 1,8 очка, на 90-метровом — 2 очка. Другими словами, если спортсмен на 120-метровом трамплине улетает на 121 метр, он получает 61,8 очка (60 очков за прыжок на критическую точку плюс 1,8 очка за дополнительный метр). Соответственно при полете на 119 метров судьи из 60 очков вычитают 1,8 балла.
Соревнования обслуживаются пятью судьями, которые оценивают технику прыжка по 20-балльной системе. Лучшая и худшая оценки отбрасываются, и в зачет идут три средних. Например, если при прыжке на критическую точку 60 метров все пять судей дают по 18 баллов, спортсмен в итоге получает 114 очков (60+54). Особое внимание служители Фемиды обращают на технику приземления — так называемую разножку, или классическую стойку "телемарк". За падение или касание земли руками — по 10 баллов долой, то бишь минус 30 очков.
Газета.Ru
|
|