Никогда еще соревнования танцевальных дуэтов на Олимпийских играх не держали всех в таком огромном напряжении до последней минуты. Как правило, уж в этом-то виде фигурного катания, в отличие от всех остальных, все было решено заранее. Пресловутая очередь, о которой говорилось и писалось уже очень много, не позволяла пробиться наверх мало кому известным спортсменам. Причем на протяжении двадцати лет в танцах практически безраздельно господствовали представители сначала СССР, а затем и России.
Однако последние четыре года, прошедшие после Олимпийских игр в Нагано, в корне изменили ситуацию. Чемпионами мира становились то русские, то французы, то итальянцы. Кроме них были еще две-три пары, которые вполне могли преподнести сюрпризы и подняться на верхнюю ступень пьедестала.
В результате к Олимпийским играм в Солт-Лейк-Сити мировые танцы подошли к тому, что не было здесь явного лидера. Конечно, у французов Марины Анисиной и Гвендаля Пейзера шансы были предпочтительнее, чем у кого-либо. Но при этом не стоило забывать, что действующими чемпионами мира все-таки остаются итальянцы Барбара Фузар-Поли и Маурицио Маргалио. И что уж совершенно неожиданно, реальными претендентами на медали стали россияне Ирина Лобачева и Илья Авербух.
Почему неожиданно? Просто на Ирину и Илью никто, как говорится, не ставил. Да и они сами до некоторых пор жили с мыслью: мы – вечно вторые, а то и вообще третьи. Пока из любительского спорта в профессионалы не ушли друг за другом сначала Паша (Оксана) Грищук и Евгений Платов, а затем и Анжелика Крылова с Олегом Овсянниковым, Лобачева и Авербух никогда не поднимались выше второй-третьей строчки на чемпионатах России. Их просто туда не пускали.
Когда же Ира и Илья в России фактически остались единственной по-настоящему сильной парой, на них стали давить, с них стали требовать медали на различных крупных международных турнирах... Возможно, в отношении любого другого фигуриста, пары или танцевального дуэта все эти требования и были обоснованы, но только не в отношении воспитанников Натальи Линичук и Геннадия Карпоносова. Как вечно третьи, Ира и Илья не всегда попадали в сборную России и, как следствие, не имели возможности достойно преподнести себя судьям. В результате на первом же мировом первенстве, куда они поехали лидерами нашей команды, россияне в танцах впервые остались без медалей. Лобачеву и Авербуха просто отодвинули на четвертую, провальную для российских танцев позицию после французов, итальянцев, а также литовцев Маргариты Дробязко и Повиласа Ванагаса, словно объясняя руководителям федерации фигурного катания России: а чего вы, собственно говоря, хотели, господа? Пару никто толком не знает, так пусть они постоят пока в очереди.
Сколько же тогда пришлось пережить Ирине и Илье, а также их тренеру Наталье Линичук, от наших функционеров! Их обвиняли в том, что они в том сезоне слишком часто (четыре раза) меняли произвольную программу, что не тренировались нормально – одним словом, виноваты были только спортсмены. И почему-то никто ни разу тогда не вспомнил о пресловутой очереди, о том, как сознательно не давали ребятам выбраться наверх.
Линичук и Ко тогда имели законное право обидеться и вообще закончить с любительским спортом, громко хлопнув дверью. Для Российской федерации фигурного катания такой шаг стал бы смертельным ударом. Это означало потерю пьедестала не только на этих Олимпийских играх, но и откат назад еще на долгие годы. Ведь второй номер российской сборной – Татьяна Навка и Роман Костомаров, ставшие в итоге в Солт-Лейк-Сити десятыми были на порядок ниже по своему катанию, чем все лидеры. А бронзовые призеры чемпионата России Наталья Романюта и Даниил Баранцев еще слишком молоды и вряд ли бы смогли выдержать конкуренцию.
Но Ирина и Илья в первую очередь решили доказать самим себе, что они могут быть на олимпийском пьедестале. А когда они стали бронзовыми призерами европейского первенства в Лозанне за месяц до начал Олимпийских игр, наша федерация уже твердо верила в то, что "бронза" Игр нам обеспечена.
Правда, конкурентов было много. Но Олимпийские игры – самые непредсказуемые соревнования. И уже после обязательных танцев россияне несмело стали поговаривать о возможности завоевания серебряной медали. А уж когда после оригинальной композиции Лобачева и Авербух, явно засуженные арбитрами, все же сохранили вторую позицию, появились разговоры, что нам вполне по силам было взять и "золото".
А ведь оно, это самое "золото", было так близко. Ни один из трех дуэтов, претендовавших на места на пьедестале (литовцев никто в расчет не брал, шансов у них не было никаких), не откатал произвольную программу чисто. Анисина и Пейзера, выступавшие первыми, несколько раз напортачили, особенно партнер. Фузар-Поли и Маргалио расстались с мечтой и о первом, и о втором месте после нелепого падения Маурицио. Как же плакала Барбара: ведь она считала, что вообще останется без медали, что канадцы окажутся выше. Но Бурн и Краатц сами себе все испортили, упав, как и их соотечественники Джэйми Сале и Давид Пеллетье, в самой концовке программы. Похоже, падения подобного рода становятся национальной канадской болезнью.
Лишь Лобачева и Авербух катались так, как не катались еще никогда в своей карьере. Куда делась былая скованность Иры, откуда столько эмоций, столько чувства! Зал не произнес ни звука во время их выступления, а у тех, кто видел их по телевизору, мурашки бегали по спине и волосы стояли дыбом. Они в этот день были объективно лучшими. И все же… Судьбу золотой олимпийской медали решил всего один голос польского арбитра, того самого, который за оригинальную композицию поставил нашим ребятам "шестерку". На сей раз он был безжалостен, и Ирина Лобачева и Илья Авербух уезжают из Солт-Лейк-Сити с серебряными медалями. Но это тот самый случай, когда серебряный блеск оказывается едва ли не более ярким, чем золотой.
И еще. Олимпиада в Солт-Лейк-Сити перевернула еще одну страницу в соревнованиях танцоров. По окончании сезона любительский спорт покинут очень многие: Марина Анисина и Гвендаль Пейзера, Барбара Фузар-Поли и Маурицио Маргалио, Ше-Линн Бурн и Виктор Краатц, Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас. Среди тех, кто еще сомневается, что делать дальше, – Галит Хаит и Сергей Сахновский из Израиля, болгары Албена Денкова и Максим Ставийский, немцы Кати Винклер и Рене Лозе, украинцы Елена Грушина и Руслан Гончаров. К сожалению, к их числу относятся и Ирина Лобачева с Ильей Авербухом. Другими словами, в танцы приходит новое поколение молодых и дерзких спортсменов, готовых побороться за самые высокие места. И если посмотреть на список тех, кто, возможно, уйдет из любительского спорта, то мы увидим, что то самое молодое поколение вновь возглавляют россияне – Татьяна Навка и Роман Костомаров.
Газета.Ru
|
|