Вообразите, что Олимпиада слилась с оскаровской церемонией, «Букером», «Грэмми», литературной Нобелевкой и еще парой самых престижных и раскрученных премий по культуре и искусству. Нонсенс? Но примерно так, по мысли Пьера де Кубертена, и должны были выглядеть современные Олимпийские игры.
Барон, блестящий общественный деятель-практик и в то же время неисправимый романтик, буквально бредивший античностью, был искренне уверен, что с олимпийского спорта все только начнется. Постепенно современное человечество, все больше преисполняясь древнегреческой каллокагатии (концепция гармонической личности, так сказать, в прекрасном теле прекрасный дух), вернется в духовную Олимпию, и соревнования композиторов, художников, поэтов и прочих мастеров искусств станут такой же неотъемлемой, причем не менее гремящей частью олимпийских марафонов, как атлетические сражения.
В 1912 году на Олимпиаде в Стокгольме был даже проведен конкурс искусств, который выиграл сам Кубертен с «Одой спорту», произведением прекраснодушным, хотя и напоминающим сборник теорем: каждый тезис вроде «О спорт, ты – мир!» или «О спорт, ты – прогресс!» был подкреплен развернутым версифицированным доказательством.
Теперь о такой олимпийской «культурной программе» не очень вспоминают, как не вспоминают о завете романтичного барона, установившего, что Олимпиады – это исключительно соревнования спортсменов-любителей. Что касается античности, то при взгляде на открывающие и закрывающие Олимпиады театрализованные представления, ледовые феерии, факельные шествия, а заодно и семизначные сметы этих мероприятий вспоминается не каллокагатия, а римское изречение о хлебе и зрелищах.
Театрализованные церемонии открытия и закрытия, пусть и украшенные именами Стинга, Бон Джови и других звезд, – феномен скорее общественный, чем культурный. Примечательно хотя бы то, что, заплатив сходную сумму (всего-то $885 за сидячее место), западный человек получает здесь очень редкую для него возможность ощутить себя не гражданином свободного мира, а восторженным подданным тоталитарного государства, в который раз с восторгом созерцающим филигранные перестроения эсэсовских частей или парады сталинских физкультурников перед Мавзолеем.
Что же касается собственно культурной программы, то она остается пусть приятным и с душой сделанным, но все-таки довеском к великому спортивному шоу. Олимпийский Солт-Лейк-Сити здесь не исключение. Так, в олимпийской столице вы можете полюбоваться на обновленный кинохит 1982 года «E.T.», двадцатилетие которого решили приурочить к Олимпиаде, выставку работ известного архитектора и художника-стеклодува Дэйла Чихули, понаблюдать выступления танцевальных трупп, вдосталь наслушаться кантри или сходить на выставки, посвященные быту и нравам индейцев и евреев штата Юта. Все это очень достойно, но относится скорее к культпросвету, чем к культурным соревнованиям на античный лад.
Впрочем, и культпросвет – удел хозяев. Гости же думают не о представлении культурного лица своей страны (вряд ли за таковое можно счесть российскую олимпийскую форму «а-ля Шаляпин»), а о культурном отдыхе после тяжелых стартов. Считается, что культурный отдых – это когда тебе «делают весело». Согласитесь, вы бы очень удивились, если бы олимпийская сборная РФ прихватила с собой в США не Ларису Долину, Леонида Агутина и главного усатого мачо страны Никиту Михалкова, а, например, Солженицына.
Газета.Ru
|
|